News

Check out market updates

Коворкинги: навсегда или временно?

Формат коворкингов не так давно появился на рынке, но за короткое время сумел стать популярным среди владельцев и арендаторов недвижимости. Большой спрос на подобный формат обусловлен стремлением бизнеса сделать расходы на аренду недвижимости максимально низкими. Но какие перспективы коворкинга? Своим мнением по этому вопросу поделились эксперты отрасли.

Рост предложений и снижение расходов

В тяжелой экономической ситуации бизнесу крайне важно минимизировать свои расходы, в том числе на аренду недвижимости. Большое количество компаний, преимущественно представители малого бизнеса, видят выгоду и удобство в использовании в своей работе коворкинг – центров. Кроме того, многим фрилансерам значительно комфортнее работать вне дома, а коворкинг – отличное решение аренды удобного рабочего места за небольшие деньги.

Активно способствует развитию такого формата и общемировая тенденция к увеличению количества самозанятых граждан и работающих удаленно сотрудников. Согласно статистике только столичный рынок коворкинга за последний год вырос примерно на 20 – 30%. Эксперты отмечают, что в последнее время появились новые сети, реализуется несколько крупных проектов, несколько компаний анонсировали открытие собственных коворкингов. Например, некоторые операторы уже предлагают не только непосредственно коворкинги, но и небольшие офисы для различных организаций.

Недорого, но шумновато

Безусловными достоинствами формата являются низкая аренная плата и гибкость в оплате. Арендаторы самостоятельно определяют время использования рабочего места, даже в часах. А при невысокой арендной плате арендатор получает полный набор услуг – вся необходимая оргтехника, качественный интернет, уборка помещения и так далее.

Со слов экспертов, в случае с сетевым маркетингом арендатор вообще не привязан к конкретной площадке. При покупке абонемента сети у него есть возможность в любом коворкинге сети независимо от места его расположения. Кроме того, большое значение имеет и возможность создания в их рамках бизнес-инкубаторов, профессиональных сообществ, поскольку в этих местах достаточно часто проводятся мастер-классы, лекции, разного рода тематические конференции. Есть у этого формата и свои недостатки, но их не так уж и много.

Среди них — это достаточно большой шум, отсутствие некоторых необходимых резидентам сервисов, помехи от «соседей». Но все эти недостатки достаточно условны и относятся, скорее, к плохо продуманным или только начавшим работать на рынке проектам.

Для всего формата в целом такие недостатки не свойственны. Так или иначе, открытое пространство не всегда хорошо подходит для нормальной работы сотрудников, поскольку в шумной обстановке сосредоточиться не так просто, а в едином пространстве довольно сложно найти надежное место для хранения личных вещей. Да и в условиях своего собственного или арендованного на длительное время офиса вопрос безопасности информации, хранящейся на своих серверах, стоит не так остро. Формат коворкинга предполагает работу в интернете через общую сеть Wi-Fi.

Широкий выбор

Комфортная работа невозможна без правильного зонирования пространства в офисе, детально продуманного дизайна и интересного интерьера. Соблюдение этих требований означает востребованность проекта. Подобные кооворкинги вполне способны конкурировать с небольшими офисами, сдаваемыми в аренду представителям малого бизнеса. Работа в таких коворкингах – намного приятнее и удобнее, чем работа в старых офисах с неактуальным интерьером. Все это дает основания считать коворкинг потенциально более популярным форматом по сравнению с обычной арендой офисов.
Как показывает практика, арендаторы проявляют интерес к помещениям не только в бизнес-центрах, но и в зданиях жилого назначения. Вопросы по аренде таких помещений также решаются сегодня достаточно легко. Если вспомнить старую дворовую культуру, когда соседи вместе проводили время за разговорами, общением, развлечениями, то эта идея может быть вполне популярна. Коворкинг может взять на себя функцию по созданию основы для знакомств, добрых отношений между соседями.

В Москве сегодня уже можно встретить различные виды коворкинга – от классических офисных мест до узкоспециализированных площадок. Например, этот формат пользуется спросом у специалистов IT-сферы. Есть и коворкинги повышенной престижности, куда можно пригласить самых преуспевающих партнеров и клиентов.

Стоимость аренды таких помещений вполне сопоставима с месячеой оплатой арены офиса класса А. В столице даже есть специализированные коворкинги для мам, дающие возможность оставить временно детей под присмотром профессионального воспитателя.

Эксперты говорят о том, что главная задача для коворкинга – грамотно построенная на начальной стадии бизнес-модель, хороший выбор места расположения с хорошей транспортной развязкой и правильное позиционирование перед потенциальными клиентами. Низкая конкуренция – еще один фактор развития бизнеса.

Сложности развития

Даже при популярности формата прибыльность такого бизнеса вовсе не гарантирована «по умолчанию». Сам по себе коворкинг – бизнес сервисного формата, что означает существенные операционные затраты. При оптимизации затрат и увеличении доходов за счет оказания дополнительных услуг появляется отличный шанс расти. В обычных условиях коворкинг может приносить доход, сопоставимый с арендой помещения в этой же местности, но затраты на обслуживание резидентом могут сделать бизнес убыточным.

Как считают эксперты, описанная выше экономика присуща преимущественно плохо продуманным проектам. Хороший проект дает шанс получать доход в сумме 2 -3 арендных ставок. Но в России такие показатели компании, открывающие коворкинги, пока показывать не могут, в отличии от зарубежных игроков. Оптимизировать такой бизнес можно за счет внедрения инновационных технологий и моделей управления. Потенциал с точки зрения доходности на этом рынке огромный и мест для новых игроков на нем вполне достаточно.

Работающие на рынке компании учитывают это и пытаются внедрять новые решения. Например, арендаторы могут занять небольшие офисы с хорошо развитой инфраструктурой и полностью подготовленными рабочими местами.

Эксперты прогнозируют существенные изменения на этом рынке. По его мнению, складывающаяся практика показывает, что наиболее активные с точки развития рынка кооркингов фазы приходятся на времена кризиса рынка недвижимости коммерческого назначения. По этой причине их можно считать кризисным явлением. При росте рынка офисных помещений владельцы пустующих площадей вынуждены будут вернуться к более доходному формату – обычной аренде офисов, а коворкинги переформатируются. Результатом такого преображения рынка станет спрос только на действительно востребованные площаки.