News

Check out market updates

Что такое флекс-спейсы?

На современном высококонкурентном рынке компании вынуждены использовать самые разные приемы борьбы «за место под солнцем». Одним из таких приемов является нестандартное оформление офиса. Помещение для встреч, переговоров, заключения сделок должно быть не просто ухоженным и чистым, но и необычным, выделяющимся. Именно это требование и стало фактором появления нового вида офисов – флекс-спейсов, которые дают возможность показывать клиентам производственный процесс.

Рынок таких офисов в России еще не сформировался, но в Москве уже в скором времени появятся первые такие помещения.

Что такое флекс-спейсы?

Флекс-спейсы — это помещения, в которых идет совмещение офиса и производственных помещений. Данная комбинация призвана оптимизировать расходы на организацию производственного процесса и повысить эффективность взаимодействия менеджеров по продаже и участников производства. В результате этого увеличивается объем продаж продукции.

Помимо этого, флекс-спейсы несут в себе и маркетинговый эффект, улучшая имидж компании в глазах клиентов и партнеров. Аналогичный прием применяется и в ресторанном бизнесе, когда кухню и зал для посетителей разделяет прозрачное стекло. Посетители ресторана имеют возможность наблюдать за тем, как готовится их блюдо, что внушает им доверие к заведению.

По мнению экспертов, это прекрасное решение для субъектов малого бизнеса, которые ориентированы на постоянные потоки клиентов. Покупателя будет привлекать оригинальный формат офиса и помещения для производства той или иной продукции. Для компаний, занимающихся экопродуктами, а также производителей одежды, ювелирных украшений и других товаров флекс-спейсы – отличный способ подтвердить высокое качество своей продукции клиентам.

Недостатки

Флекс-спейсы имеют и свои недостатки. Зачастую производственный процесс предполагает неприятные запахи и шумы, что означает необходимость переоборудования инженерных систем в частности и офиса в целом. По этой причине флекс-спейсы подходят далеко не всем компаниям с учетом направлений их деятельности. Это должно быть безвредное, экологическое производство.

Флекс спейс

А что за рубежом?

В Европе флекс-спейсы реализуются достаточно давно. Как показывает практика, свободных площадей в таких помещениях значительно меньше, чем в обычных офисных. Как правило, офис во флекс – спейсах занимает примерно 20 – 30% от всей площади. Если раньше этот формат реализовывался за счет оборудования производственных цехов при складах, то сегодня производственные помещения совмещаются с офисными.

Что дальше?

В Москве этот вид офисов может быть востребован. Уже сегодня в местах бывших промышленных зон появляются такие объекты при наличии такой возможности – достаточной высоты потолков, допускаемой нагрузки на перекрытия и так далее.
Сейчас отмечаются запросы от арендаторов на помещения, которые дают возможность совмещать офисные и производственные помещения, а также площади для упаковки и последующего хранения продукции. Потенциально интерес к таким помещениям может быть интересен розничным сетям, предприятиям — производителям, компаниям лоистической сферы деятельности. С учетом дефицита подобных помещений непосредственно в столице основное предложение ожидается на территории Подмосковья.

Вряд ли стоит ожидать молниеносного развития этого рынка, поскольку существуют достаточно серьезные ограничения в виде различных инспекций – пожарной, санэпидемиологической и тд. Многие компании даже при интересе и желании к такому формату работы просто не смогут получить соответствующую разрешительную документацию.

Тем не менее в области очень много помещений (бывшие заводы и фабрики, промышленные зоны), которые за счет реконструкции с небольшими затратами можно переоборудовать под офисы и помещения для производственного процесса. Строительство сооружений для компаний подобного формата будет стоить значительно дороже, поэтому и станет не таким востребованным.

Западные компании используют такие офисы для изготовления сувенирной продукции, электрических приборов. В России многие специалисты говорят об интересе к такому формату со стороны медицинских лабораторий, но непонятно для чего им нужны высокие потолки? По аналогии с Западом интерес будут проявлять компании, занимающиеся производством мелких бытовых предметов, сувенирной продукции. Но на рынке таких компаний не так много, поэтому и формат таких офисов в целом будет развиваться не так активно.